К 2025 году около 30 стран приняли программы по развитию водородной энергетики, а совокупный объем инвестиций в эту область превысил 150 миллиардов долларов. Эксперты полагают, что замена дизельных автомобилей на водородные снизит выбросы на 80-90%, а водородные самолеты способны уменьшить углеродный след на 50-75%.
При использовании водорода в двигателях внутреннего или внешнего сгорания происходит взаимодействие с металлом, что наиболее опасно при высоких температурах. Это может вызвать их разрушение, в результате чего возникает риск пожара или взрыва с тяжелыми последствиями для пассажиров.
Ученые Пермского политехнического университета выяснили, как водород влияет на металлы в условиях экстремальных температур (800 oC и выше), в которых работают двигатели самолетов и машин. Это продвинет авиационную, машиностроительную и нефтегазовую отрасли в безопасном использовании водорода в качестве источника энергии.
На изобретение получен патент. Исследование проведено в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030".
CO2 представляет собой основной парниковый газ, задерживающий тепло в атмосфере и вызывающий экстремальные погодные явления, повышение уровня моря и риск глобального потепления. Человек неосознанно влияет на развитие этой проблемы каждый день. Так, водитель за рулем среднего легкового автомобиля, не подозревая об этом, оставляет выброс в атмосферу около 120-134 граммов CO2 на километр пробега. Это около 1,8-2 тонн углекислого газа в год.
Одним из перспективных способов сократить это воздействие является переход на водородное топливо. При его использовании двигатель выделяет только безвредный водяной пар, а не CO2. В авиации такая замена могла бы снизить выбросы углекислого газа на 90% и больше. Но здесь возникает сложность. Водород будет неизбежно контактировать с металлическими деталями, будь то топливные или криогенные баки, двигатели автомобилей и самолетов.
В современных двигателях и турбинах постоянно растут рабочие температуры и давление, что ускоряет взаимодействие водорода с металлами. Ученым важно понять, что происходит в этот момент, простое физическое растворение водорода или полноценная химическая реакция с металлом, которая может резко ослабить материал. Без ответа на этот вопрос невозможно безопасно развивать водородный транспорт.
Существующие методы изучения таких процессов либо недостаточно точны, либо не работают при реальных высоких температурах, свойственных для эксплуатации в авиационных двигателях, промышленных реакторах и энергетических системах. Ученые Пермского политехнического университета разработали способ, который позволяет воссоздавать эти условия и точно измерить, как металлы и сплавы ведут себя в контакте с водородом.
Суть метода заключается в отслеживании микроскопических изменений температуры с помощью двух синхронно нагреваемых датчиков. Экспериментальная установка представляет собой стальной блок с кварцевой камерой внутри, куда помещается образец металла. Сначала в камеру подается инертный газ гелий, который не взаимодействует с материалом. Затем вся система прогревается до 800 oC. Когда температура стабилизируется, гелий быстро заменяют на водород, а металл вступает в реакцию, то есть выделяет или поглощает тепло.
Эффекты реакции при этом не превышают сотых долей градуса. Ранее основная трудность состояла именно в выделении минимальных изменений температуры на фоне экстремального нагрева. Решение состояло в отказе от регуляторов температуры и создании предсказуемых условий с помощью внешней печи под стабилизированным напряжением. Благодаря этому удалось создать ровный тепловой фон, и датчики смогли зафиксировать крошечные колебания градусов Цельсия там, где водород контактирует с металлом.
Может показаться, что такие расчеты можно провести и теоретически с помощью компьютерных моделей. Однако табличные данные и программные пакеты существуют в основном для чистых металлов. По поведению в таких условиях они существенно отличаются от сплавов, используемых в авиации и машиностроении. С помощью новой методики ученые изучили титановый и кобальтовый сплавы, которые применяют для авиадвигателей и деталей клапанов. Первый сплав при контакте с водородом поглощал тепло и охлаждался на 0,53 oC, второй сплав остывал на 0,15 oC. А практически чистый губчатый титан (99,8%), наоборот, нагревался на 0,47 oC. Уловить такие изменения на фоне температуры в 800 градусов невероятно сложно, но новая методика позволила это сделать.
По результатам исследования можно сказать, что атомы титана принципиально по-разному ведут себя в этих условиях. В зависимости от сплава они нагреваются или охлаждаются при одинаковых температурах.
На основе эксперимента был сделан предварительный вывод о том, что титановые и кобальтовые сплавы больше подходят для контакта с водородом при высоких температурах, то есть будут более эффективны в водородной авиации и машиностроении. В этих отраслях сплавы содержат до 8-10 различных компонентов, и предсказать их поведение в контакте с водородом без точных данных почти невозможно.
Разработка ученых Пермского политехнического университета поможет создавать более устойчивые к водороду материалы для двигателей, топливных систем и трубопроводов, что повысит надежность и безопасность водородной авиации, автомобилей и энергетики будущего. Это не только фундаментальное достижение в материаловедении, но и реальный шаг к экологически чистым технологиям.
Подписывайтесь на наш новостной канал, чтобы быть в курсе последних событий!
А для просмотра актуальных объявлений — заглядывайте сюда.
Новости недели
Реклама
Разместите свою рекламу на нашем портале – и вы получите внимание аудитории, наиболее целевой для вашего бизнеса.