Регион
Каталог оборудования
Меню
  • Главная
  • Новости
  • Ученые создали криогенную систему хранения и подачи водорода для самолетов

Ученые создали криогенную систему хранения и подачи водорода для самолетов

Группа исследователей из совместного инженерного колледжа Флоридского сельскохозяйственного и механического университета и Университета штата Флорида разработали инновационную систему хранения и доставки жидкого водорода, которая может стать основой для новых типов летательных аппаратов. Разработка позволяет использовать водород не только как экологически чистое топливо, но и как охлаждающую среду для ключевых энергетических компонентов электрических самолетов.
В исследовании описан проект для 100-местного гибридно-электрического самолета. Предлагаемая система одновременно решает такие задачи, как надежное хранение водорода при сверхнизкой температуре, его подачу в энергетические установки и охлаждение бортового оборудования.
Команда ученых, в которую вошли специалисты в области криогеники, сверхпроводимости и энергетических систем, разработала усовершенствованные криогенные баки и провела всестороннюю оптимизацию. Одним из важных результатов этой работы стало создание нового критерия эффективности, который показывает, какую часть от общей массы топливной системы составляет топливо, а какую занимают вспомогательные элементы, включая криогенный бак, теплоизоляцию, трубопроводы, теплообменники и другие компоненты. В предложенной исследователями конфигурации этот показатель достиг значения 0,62. Таким образом, 62% массы составил сам жидкий водород, что существенно превосходит показатели существующих технологий.
Вместо того, чтобы устанавливать отдельную систему охлаждения, ученые предложили использовать сам жидкий водород. Проходя через каскад теплообменников, он сначала охлаждает такие компоненты, работающие при сверхнизких температурах, как сверхпроводящие генераторы и кабели, а затем поглощает тепло от более теплых элементов, включая электродвигатели и силовую электронику.
Подача водорода внутри самолета стала одной из ключевых технических задач. Учитывая высокие риски, связанные с использованием насосов в криогенных условиях, исследователи отказались от них и разработали систему, в которой движение водорода обеспечивается за счет регулируемого давления в баке. Это давление автоматически настраивается. При необходимости его повышают, впуская газообразный водород, или понижают, стравливая пар. Такой подход позволяет точно контролировать расход топлива в зависимости от этапа полета. Согласно расчетам, система способна подавать до 0,25 килограмма водорода в секунду. Этого достаточно для питания бортовых энергетических установок мощностью до 16,2 мегаватта, что особенно важно, например, во время взлета или при экстренном наборе высоты.
До недавнего времени оставалось неясным, можно ли эффективно объединить функции охлаждения и подачи топлива в одной системе. Исследование, проведенное специалистами из Флориды, не только подтвердило, что это технически возможно, но и показало, что при правильной оптимизации такая система может быть даже более эффективной, чем раздельные решения. На следующем этапе ученые планируют создание опытного образца и его испытания в Центре передовых энергетических систем при Университете штата Флорида. Проект реализуется при поддержке NASA и входит в федеральную программу по развитию авиационных технологий с нулевым уровнем выбросов.

ООО «Криотэк», ИНН: 5610085036, 2VfnxwbPyaQ

Подписывайтесь на наш новостной канал, чтобы быть в курсе последних событий!
А для просмотра актуальных объявлений — заглядывайте сюда.

ООО «Краснодарский компрессорный завод», ИНН: 2311112293, 2VfnxwZiWxG
Журнал «Мир газов»

Cпециализированный журнал, освещающий события в индустрии промышленных газов и криогенного оборудования.

Получите доступ к уникальным авторским статьям и оптимизированным цифровым версиям печатных изданий прямо сейчас!

TGKO
620131
Российская Федерация
Екатеринбург
ул. Красных Зорь, 1
+7 343 318-01-31
tgko@tgko.ru
TGKO